Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является
причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом.
Неудовлетворенности, растущей в геометрической прогрессии от объема
прочитанного, услышанного, передуманного. От ошибки не застрахован никто. Но
цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит
риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого
минимума остаются детские души. А значит, нет
права на ошибку.
И вот
здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее
рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна
на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим
воспитанникам. Сфальшивить здесь невозможно.
Фальшь ведет к ошибкам, ошибки рождают новую фальшь. Вырваться из такого
круга по силам только искреннему человеку, человеку чуткому, открытому к
другим.
«Смотри» и «слушай» - две заповеди,
может, не претендующие на философию, но составляющие основу моего профессионального
кредо.
Мне интересен каждый ребенок. Мне нравится общаться
равно как с отличником, так и с так называемым «трудным». Хотя я не совсем
понимаю значение этого слова. Каждый человек в чем-то «труден», а в чем-то
открыт для других. Какое внутреннее удовольствие испытываешь от того, что находишь точки общего
соприкосновения, а они есть всегда, нужно только уметь их увидеть и в ребенке,
и в себе. И как порой преображается ребенок, оказавшись в иной, отличной от
класса обстановке, походе, совместной работе.
Уметь
чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить
свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого
контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества
- идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной
особенности. Я люблю слушать. Не просто содержание учебного материала, а
мысли. Считаю для себя высшим профессиональным
наслаждением
|